[Имя в рясофоре - Никифор; греч. Νικόλαος (Νικηφόρος) Δοχειαρίτης] (1781, Омвриаки, Фтиотида - кон. 1845 или нач. 1846, мон-рь Дохиар, Афон), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей. С нач. 20-х гг. XIX в. он известен как один из 3 наиболее значительных авторов «экзегезисов» византийской нотации на Афоне наряду с иеромонахами Матфеем Ватопедским и Иоасафом Дионисиатом.
Биографические сведения о Н. Д. сохранились в архиве мон-ря Дохиар, где впервые он упоминается в 1806 г. как иеродиакон; с этого же времени его имя присутствует в афонских муз. рукописях. В 1808 г. Н. Д. был еще иеродиаконом, в 1812 г. упоминается как иеромонах, в 1820 г.- как протопсалт протата в Карее, где он постоянно проживал и имел должность проэстоса мон-ря (1830). В 1834 г. перешел в мон-рь Хиландар и принял великую схиму с именем Николай, под к-рым известен в истории церковной музыки.
В 1838 г. вернулся в Дохиар и до конца жизни занимал должности представителя (антипросопа) и надзирателя (эпистата) мон-ря. В этот период он уделял много внимания проблемам, относившимся к Дохиару.
Не сохранилось данных, у кого Н. Д. учился церковному пению. Тем не менее следует учитывать, что на его формирование должны были повлиять певч. среда мон-ря Дохиар и муз. атмосфера Афона с беспрерывным кругом суточных служб. Гипотеза, что Н. Д. был учеником хартофилакса Хурмузия в К-поле, не подтверждается, однако он определенно был связан с известными афонскими певцами и учителями своего времени, такими как Синесий Митилинский (Ивирит). Несомненно то, что благодаря основательному певч. образованию Н. Д. имел доступ к муз. текстам и рукописям и был хорошо информирован о муз. событиях на Св. Горе и в К-поле. Отдельные из его рукописей связаны в большей или меньшей степени с печатными изданиями того времени, имевшимися в его распоряжении. Нек-рые издания он получал как подписчик.
В области церковной музыки Н. Д. проявил себя в 5 основных качествах: как певец, учитель пения, переписчик рукописей, мелург и «экзегет» муз. нотации. Всеми этими видами деятельности он занимался, по-видимому, одновременно и до конца жизни.
Переписывание певч. рукописей было одним из основных видов деятельности Н. Д. Он работал и в период, когда действовала старая система нотации, и после реформы нотации 1814 г., осуществленной «тремя учителями» (см. Новый метод). К наст. времени идентифицированы 55 рукописей, выполненных им полностью, и еще 10 - частично. Его работа в качестве писца заключалась в копировании рукописей и создании новых кодексов (в основном после изменения системы нотации), в к-рые он включал собственные произведения и песнопения др. мелургов, а также «экзегезисы», гл. обр. собственные. Наиболее важны для истории греч. певч. искусства XIX в. следующие рукописи Н. Д.: Ath. Doch. 341 (Анфология в старой нотации, 1823), 307 (Матиматарий (см. в ст. Матима) в новой нотации, ок. 1830), 469, 327 (Стихирарь Германа, митр. Новых Патр, в 2 томах, 1839), 468 (Матиматарий 1843 г., включает большую часть произведений Н. Д.). Стихирарь и 2-й Матиматарий являются последними работами дохиарского «экзегета» и его вкладом в мон-рь.
Н. Д. писал произведения в 3 типах мелоса - ирмологическом, стихирарическом и пападическом. Его деятельность как мелурга началась в 1830 г., параллельно с переписыванием кодексов. Критерием мелургического творчества для него являлись литургические и муз. потребности. Поэтому Н. Д. создавал произведения, малые или пространные как по типу, так и по жанру, прежде всего с этой целью, а не только ради эстетического самовыражения.
Среди произведений Н. Д. в стихирарическом типе мелоса важнейшими являются славники стихир на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне и на хвалитех в день памяти Афонских преподобных, к-рый празднуется в воскресенье после Недели всех святых, с 3 разными наборами славников. Наиболее преуспел Н. Д. в создании песнопений пападического типа, к-рый выражает характерные черты муз. языка Н. Д. Его произведения охватывают весь спектр жанров пападического типа (полиелеи, эклоги (избранные стихи), матимы, песнопения литургии свт. Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров). Особую ценность имеют 5 отпустительных осмогласников на Господские праздники - Рождество Христово, Богоявление, Неделю ваий, Вознесение и Преображение. Равную муз. ценность имеют избранные стихи (эклога) на память архангелов, написанные для престольного праздника мон-ря Дохиар. До наст. времени эти песнопения Н. Д. поют на службах данного мон-ря.
Важнейшим трудом Н. Д. является перевод песнопений со старой системы нотации на новую. Он был знатоком обеих систем, поэтому его «экзегетическая» деятельность имеет огромное значение. Н. Д. не сразу принял новую систему нотации: сохранились 2 его кодекса в старой нотации, датируемые неск. годами позже реформы. Полностью он перешел на новую систему в период между 1823 и 1825 гг. Этими же годами датируется работа по созданию весьма важного кодекса Ath. Laur. Θ. 160, в котором содержатся песнопения с двойной симиографией. Это единственный пример такого рода кодексов после рукописи хартофилакса Хурмузия, и он подтверждает правильность «экзегезисов» как к-польских, так и афонских «толкователей». Данный кодекс - 1-й опыт Н. Д. в новой симиографии. Пик его «экзегетической» деятельности пришелся на период между 1830 и 1845 гг., когда он создавал «экзегезисы» песнопений старого стихирарического и пападического типов мелоса. В стихирарическом типе мелоса он практиковался на «украшенном» Стихираре Хрисафа Нового, Стихираре Германа, митр. Нов. Патр, и Доксастарии протопсалта Иакова. Интерес Н. Д. к пападическому типу, с его 4 видами (см.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. λ´), проявился в «экзегезисе» песнопений вечерни, утрени и литургии, но гл. обр. матим Господских и Богородичных праздников и празднуемых святых, а также нек-рых песнопений Икиматария. Произведения Н. Д. в ирмологическом типе не сохранились.
Несомненно, «экзегезисы» определенных песнопений, таких как древние аниксандарии, древние великие славословия мелургов XVII в., произведения из Стихираря Германа, митр. Нов. Патр, и Матиматария, имеют важнейшее значение для певч. искусства по 2 следующим причинам. 1. Благодаря выдающейся «экзегетической» деятельности Н. Д. на Св. Горе распространились мелодические версии, к-рые позднее, гл. обр. по причине изменений богослужебного устава, оказались на периферии литургической и певч. практики, уступив место другим, выбранным в рамках традиции сер. XIX в. 2. В процессе «экзегезиса» песнопений Н. Д. записывал более детализированные значения знаков, к-рые сохранились в устной традиции Св. Горы. Наряду с записями «экзегезиса» на Афоне распространена особая манера исполнения песнопений, свидетельствующая об идентичности местной певч. традиции.
Важной составной частью деятельности Н. Д. была адаптация напевов, созданных для греч. богослужебных текстов, к соответствующим церковнослав. текстам в новой симиографии. Эта работу Н. Д. вел в хиландарский период своей жизни (1834-1837), когда открыл для себя слав. мир. Труды Н. Д. имели особое значение для этого времени. Реформа нотации 1814 г. потребовала транскрипции песнопений из старой нотации в новую. Деятельность к-польских «экзегетов» сосредоточилась естественным образом на греч. текстах, а типографии в Бухаресте и К-поле распространяли греч. тексты с «экзегезисами». Остро ощущалась потребность в адаптации мелодий, «истолкованных» в новой нотации, к церковнослав. текстам; особенно актуально это было на Св. Горе с ее многонациональным составом. Просьба хиландарцев к Н. Д. об адаптации «истолкованных» напевов традиц. произведений к церковнославянскому языку свидетельствует о недостатке таких текстов у афонского слав. монашества. Анализ изданных каталогов рукописей Хиландарского мон-ря показывает, что до Н. Д. на Св. Горе не занимались подобной адаптацией.
Известны следующие церковнослав. певч. книги Н. Д.: Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр (Ath. Chil. 580), Анфология смешанного состава (Ath. Chil. 63/1038) и Матиматарий (Ath. Chil. 54/973). Параллельно он также составил в этом мон-ре оригинальный смешанный сборник из Доксастария протопсалта Иакова и Стихираря стиховных Германа, митр. Нов. Патр, на греч. языке.
К этим видам деятельности Н. Д. следует добавить служение псалта и учителя пения. С 1815 г. (в расчетных книгах мон-ря Дохиар) перечислены его певч. обязанности, однако в пригласительных письмах для участия в престольных праздниках отсутствуют упоминания об учениках, поддерживавших певч. деятельность дохиарского иеромонаха. Нек-рые из его учеников переписывали кодексы, включавшие «экзегезисы» и произведения их учителя (Ath. Laur. Μ. 22; Ath. Xeropot. 310; Athen. Bibl. Nat. 3022 и др.).
Соединение в личности Н. Д. качеств иеромонаха и учителя пения с глубоким знанием музыки и разнообразной музыкальной деятельностью оправдывает часто встречающееся обращение к нему - «всепреподобномузыкальноученейший» (πανοσιομουσικολογιώτατος). Это наивысшая оценка заслуг личности, которой мог удостоиться от святогорского братства иеромонах и музыкант.